Методическая разработка организованной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие. ФЭМП.»
«Путешествие в сказку»
(по мотивам сказки В.Н. Коростылева
«Вовка в тридевятом царстве»)
для детей старшего возраста
Цель: Развитие познавательной активности к математике через игру.
Задачи:
Образовательные: Закрепить умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), выделять особые признаки фигур с помощью зрения и осязания, сравнивать фигуры по величине (большой, маленький, толстый, тонкий).
Развивающие:
1.Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, развивать смекалку, зрительную память, воображение.
2.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
3. Развивать представление детей о геометрических фигурах: круге, квадрате, треугольнике;
3.Развивать умение работать в коллективе.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математике, чувство радости от совместных действий, успешно выполненных заданий.
2.Воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять её.
3.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности.
Форма проведения: квест-игра.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом царстве». Обсуждение мультфильма с детьми. Знакомство детей с профессиями: библиотекаря, геолога, туриста, водителя, археолога.
Словарная работа: библиотекарь, геолог, турист, водитель, археолог, карта.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие, физическое развитие.
Демонстрационный материл: карта, сундук, ключи с различными фигурами, схема моста, письмо от Вовки.
Оборудование: макет печки, тканевая имитация реки, Блоки Дьенеша.
Мотивы деятельности детей:
1. Игровая.
2. Мотивация общения.
3. Мотивация личной заинтересованности.
Методы: беседа, объяснение, игра, эмоциональное воздействие, поощрение, совместные действия воспитателя и ребенка.
Приёмы:
1. Игровой (использование сюрпризных моментов).
2.Наглядный (использование атрибутов).
3.Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
4.Поощрение, анализ занятия.
5. Использование художественного слова (загадки).
Содержание ООД:
Воспитатель: Здравствуйте!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята нам с вами пришло письмо (открывает, читает).
Дорогие ребята! Я заблудился. Помогите мне найти дорогу. Ваш Вовка.
Воспитатель: Вы догадались кто написал нам письмо?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это мальчик Вовка из сказки «Вовка в тридевятом царстве». Ну что, поможем ему найти дорогу?
Дети: Да, поможем!
Воспитатель: Скажите, а как Вовка попал в сказку? Кто ему помог?
Ответы детей.
Воспитатель: Послушайте загадку:
В книжном море он бескрайнем настоящий капитан, отыскать любую книгу помогает быстро нам!!
Дети: Библиотекарь.
Повторите слово « Библиотекарь».
Воспитатель: Вовке в сказку помогла попасть библиотекарь. Я предлагаю вам отправиться в сказку, чтобы найти Вовку и помочь ему. Но просто так, мы туда попасть не сможем, нам нужно сказать волшебное заклинание. Готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда повторяйте за мной:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть - не упасть,
То в страну веселых сказок
Можно сразу же попасть.
Дети повторяют.
Воспитатель: Теперь мы с вами в сказке, чтобы найти Вовку. Пора в путь!
(Воспитатель и дети идут и доходят до первого препятствия - речка)
Воспитатель: Ребята впереди речка. Она очень быстрая и вплавь нам не переправиться, что можно сделать?
Дети: Нужно построить мост!
Воспитатель: Молодцы! А вот как раз строительный материал лежит к нему и схема строительства моста.
(Воспитатель объясняет детям, как нужно выложить мост из блоков Дьенеша).
Дети выполняют задание.
Воспитатель задает вопросы:
Саша, какого цвета и какой формы блок кладешь ты?
Злата, рядом с каким блоком ты кладешь свой? Назови форму.
Ваня, какой блок стоит первым? Назови цвет и форму?
Воспитатель: Молодцы ребята ! Мы с вами очень хорошо поработали и построили очень большой, крепкий и красивый мост. Теперь мы можем идти дальше.
(Воспитатель и дети идут к следующему заданию.)
Стоит Василиса премудрая, держит сундучок.
Василиса: Дорогие ребята, впереди лес и вам понадобиться то, что лежит у меня в сундучке. Отгадайте загадку:
Её с собой берёт геолог,
турист, водитель, археолог (карта).
Ребята, повторите слово "карта".
Василиса: Она находится у меня в сундучке. Чтобы открыть его, вам нужно подобрать ключик. Вы готовы?
Дети: Да, готовы!
Василиса достает ключи (на каждом ключике наклеена фигура, нужно подобрать такой ключ, чтобы и на нем и на замке совпадали фигуры.)
Из всех ключей вам нужно выбрать только один. Василиса достает поочередно ключи показывают детям и задаёт вопросы:
-Какая фигура изображена на ключе?
-Какая на замке?
-Подходит ли этот ключ?
-Какая по цвету фигура изображена на ключе? И т.д.
Дети находят нужный ключ, открывают замок и достают карту из сундучка.
Воспитатель: Вы отлично справились с заданием, что нужно сказать Василисе?
Дети: Спасибо, до свидания!
Василиса прощается с детьми.
Воспитатель: Нам пора идти дальше (Доходят до следующего препятствия.)
Вот мы и пришли к лесу. Посмотрим по карте, по каким тропинкам нам можно пройти?
Дети: По желтой, синей, красной.
Воспитатель: Правильно, но вот только тропинки очень узкие и чтобы нам пройти это препятствие нужно разделиться. Чтобы это сделать сейчас, каждый достанет из мешочка по одному блоку, и мы узнаем, кто по какой тропинке пойдет.
Дети вытаскивают из мешочка блоки. Воспитатель задает вопросы.
-Какой по цвету блок ты достал?
-Какая у него форма? И т.д.
Дети отвечают на вопросы.
Воспитатель: Теперь распределимся по группам. Ребята, у которых цвет блока синий, объединяются в первую группу. У кого красный, во вторую группу. Желтые - в третью группу. Теперь посмотрите на карту. У нас есть три тропинки. По какой тропинке нужно идти команде с красными блоками?
Дети: По 2 тропинке.
Воспитатель: Почему? Объясните?
Дети: Потому, что тропинка изображена красным цветом.
Воспитатель: Молодцы! По какой тропинке идти команде с синими блоками?
Дети: По 3 тропинке. Потому, что она изображена синим цветом.
Воспитатель: Молодцы! А по какой тропинке нужно идти ребятам с желтыми блоками?
Дети: По первой, она изображена желтым цветом.
Воспитатель: Молодцы, наши тропинки тоже изображены цветом, давайте пройдем по ним и встретимся в конце нашего леса.
Дети проходят по тропинкам.
Воспитатель и дети идут дальше и встречают Вовочку, он плачет.
Воспитатель: Здравствуй, Вовочка, почему ты плачешь?
Вовочка: Я заблудился, написал вам письмо и пока вас ждал, очень проголодался.
Воспитатель: Смотрите, тут печка стоит, давайте посмотрим, может в ней есть что-нибудь съедобное (Воспитатель и дети подходят к печке и достают поднос).
Ребята, да это «пирожки». Они разной формы и разного цвета.
-Маша, расскажи, какие они по форме?
-Коля, какие они по цвету?
-Богдан, какие они по размеру?
-Вовка, какие тебе нравятся?
-Вовка: Я хочу красные, не маленькие, круглые.
Воспитатель: Ребята, давайте выберем те, которые нравятся Вовке. Дети выбирают, отдают Вовке.
Воспитатель: Ну что ты перекусил?
Вовка: Да, было очень вкусно!
Воспитатель: Вовка, вот тебе карта, по ней ты пройдешь через лес и выйдешь к Василисе, а она дальше тебе подскажет дорогу.
Вовка: Спасибо вам большое!
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться обратно, вы готовы?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть- не упасть
То в страну веселых сказок
Можно сразу же попасть.
Дети повторяют.
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно. Вам понравилось?
Дети отвечают.
Воспитатель: Я надеюсь, что мы с вами в скором времени снова отправимся в какую-нибудь сказку. Спасибо вам большое за то, что вы такие умные, смелые и отзывчивые, всегда готовы прийти на помощь тому, кто попал в беду!