Консультация для воспитателей:
«Развитие логического мышления старших дошкольников по ФЭМП»
Математика- это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей, от него зависит успешность обучения в школе. Есть дети, которым с трудом дается математика - это следствие, а причина в том, что они затрудняются логически мыслить, анализировать, обобщать.
Умственное развитие дошкольника - важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и всей будущей жизни. Умственные способности - это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения всевозможных задач.
Логическое мышление- это вид мышления, сущность которого в оперировании понятиями, суждениями, умозаключениями на основе законов логики, их сопоставлении и соотнесении.
Развитие мышления дошкольника проходит несколько этапов. Сначала происходит формирование наглядно- действенного мышления, т.е. все мыслительные операции у малыша происходят через действие. Затем идет развитие элементов наглядно-образного мышления, т.е. ребенок начинает мыслить при помощи образов. А к концу старшего дошкольного возраста начинает формироваться словесно- логическое мышление, оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений.
Дети учатся самостоятельно рассуждать, делать выводы, сопоставлять, сравнивать, аналезировать, находить частное и общее. От уровня развития всех типов мышления зависит успешность обучения в школе, скорость усвоения материала, внимание и успеваемость.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников- особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Для развития логического мышления необходимо:
1. 1.Развивать у старших дошкольников логических приемов (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации).
2.Формировать умение понимать и прослеживать причинно- следственные связи и на их основе делать простейшие умозаключения.
3. Создавать условия для опережающего развития одаренных детей.
4. Воспитывать любовь к математике.
В процессе работы необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать и находить для них верные решения.
Начинать занятия с ребенком нужно в порядке нарастания сложности. Для начала возьмите несложные игры. Доступные задания и успешное выполнение придадут ребенку уверенности и у него появиться желание продолжить игру. Постепенно следует переходить к более сложным упражнениям, требующим более значительных интеллектуальных и речевых усилий.
Игры, которые помогают развивать логику у ребенка: настольно- дидактические игры, смекалки, загадки, головоломки, ребусы, задачи шутки, лабиринты, логико-поисковые задачи, игры со счетными палочками, неправильные сказки и многое другое.
Занятия должны быть систематичными и регулярными.