Цель: формирование основ логического мышления у старших дошкольников в процессе развития элементарных математических представлений.
Задачи:
Образовательные:
1.Упражнять в умении составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец;
2.Учить сравнивать и систематизировать предметы по величине (высоте, ширине); 3.Закрепить знания о хищниках и травоядных животных; закреплять в активном словаре названия животных.
Воспитательные:
1.Воспитывать заботливое отношение к живой природе, дружелюбие;
2.Формировать у детей эмоционально-положительный отклик на совместную деятельность.
Развивающие:
1.Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание, глазомер, мелкую моторику рук;
2.Учить ориентироваться на листе бумаги.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Физическое развитие.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С.Я. Маршак «Детки в клетке», К.О. Дмитриев «Зоопарк на столе», А. Клыков «Лисица», Т. Скребицкий «Заяц», «Белка»; рассматривание альбома «Дикие животные»; отгадывание загадок о диких животных.
Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, ноутбук, проектор, конверты с разрезанным материалом животных (на каждого ребенка), лабиринты на листе формата А4 (на каждого ребенка), палочки Кюизенера (по количеству детей), мелкие пластмассовые игрушки – дикие животные (по количеству детей), заготовки незаконченных рисунков животных (на каждого ребенка), простые карандаши, стенд для рисунков, конверт с письмом, раскраски с животными севера и жарких стран.
Мотивы деятельности:
1. Игровой.
2. Мотивация общения.
3. Мотивация личной заинтересованности.
Методы: Беседа, объяснение, игра, эмоциональное воздействие, поощрение, самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность детей и воспитателя.
Приемы: сюрпризность, создание игровой ситуации, показ образца, подсказывание, вопросы, повторение слов за воспитателем, использование художественного слова (загадки)
Содержание ООД:
І. Вводная часть
Организационный момент
- Ребята сегодня нас ждет увлекательное занятие. Мы с вами отправимся в удивительный мир. Какой? Вы узнаете по дороге! Вы готовы?
Дети: Да готовы.
- Предлагаю провести разминку «Бывает – не бывает». Если так бывает — улыбаемся и хлопаем в ладоши, если не бывает — хмуримся и топаем ногами.
-Бывает круг с углами. — Бывает весна после зимы.
-Бывает петух с 4 ногами. — Бывает у собаки 4 лапы.
-Бывает после понедельника суббота. — Бывает ночь после утра.
-Бывает у человека 3 глаза. — Бывает число два больше трех.
-Бывает трава зеленого цвета. — Бывает число пять идет после семи.
- Молодцы, ребята! Вы были очень внимательными и сообразительными. Садитесь за столы.
Основная часть.
Слайд 2.
- Ребята, сегодня к нам прибыл необычный гость из далекой жаркой страны. Угадайте, кто же это.
Загадка
Я привык на юге жить. Я умею говорить! День-деньской могу летать, Разным звукам подражать.
Кто такой я? Угадай! Разноцветный — Дети: — Попугай!
(Щелчок — раздается звук крика попугая, на экране появляется попугай, щелчок – крик умолкает)
- Верно, это попугай, его зовут Жак, и он очень встревожен. Жак передал мне вот это письмо. «Помогите! В зоопарке случилась беда! Ночью кто-то открыл клетки, где были звери. И все звери сбежали. Их нужно немедленно найти и вернуть в зоопарк. Помогите нам, пожалуйста!».
Слайд 3.
- Так что, поможем?
Дети: — Да!
- В конверте «фотороботы» беглецов, которых нужно найти. Сейчас мы их рассмотрим. Кто это? (Медведь, заяц, лиса, белка …).
Воспитатель: Ну что вы готовы помочь вернуть животных обратно в зоопарк?
Дети: Да готовы.
Воспитатель: Предлагаю сложить изображения зверей. (Каждому ребенку в конверте раздается разрезанная картинка с изображением животных.)
Дети собирают фрагменты в одну картину.(Волк, медведь, лиса, лев.)
- Молодцы! Справились с заданием.
Теперь я предлагаю вам пройти по лабиринту и найти следующих животных.
(Детям раздаются листы с нарисованным лабиринтом. Необходимо карандашом закрасить правильный путь к животным. )
Дети проходят лабиринт и находят: зайца, белку, оленя,
Слайд 4.
Физкультминутка. Видеоклип «У жирафа пятна, пятна...».
Дети садятся за столы.
Слайд 5.
Дидактическое упражнение «Кто чем питается».
- Вы нашли беглецов из зоопарка и теперь нужно их накормить. А разные животные питаются по-разному. Кто из них что ест, мы узнаем, когда соединим линиями на картинке животное, размешенное внизу, и его еду – она вверху.
Дети выполняют задания.
- Когда кормили животных, вы заметили: одни из них питаются растениями, и потому их называют травоядными. Другие звери едят мясо, и это – хищники, так как они охотятся на других животных.
Воспитатель предлагает детям взять своих зверят и встать так: хищники – слева от него, а травоядные – справа.
Дидактическое упражнение «Вольеры для животных» (с использованием палочек Кюизенера).
- Перед вами на столах лежат палочки, это части клетки, и животные (на каждого ребенка 2-3 животных). Постройте клетку для каждого животного. Посмотрите, кто из них больше, а кто меньше, подберите палочки по высоте и размеру животного. Например, зайчик у нас маленький, и клетка для него будет небольшая (воспитатель показывает пример выполнения задания).
Продуктивная деятельность с детьми «Незаконченный рисунок».
- Вот и подходит к завершению наше путешествие. Давайте на память о наших новых друзьях сделаем их портреты. Посмотрите, у меня есть рисунки, но они не закончены: животные нарисованы не полностью. Закончите рисунки и дорисуйте те части животного, которых не достает (слон – хобот, зебра – полоски, обезьяне – хвост, попугаю – крылья, жирафу – пятна, зайцу – уши и т.д.).
- Но сначала подготовим наши пальчики к работе.
Слайд 6. (Музыка звучит и останавливается по щелчку)
Пальчиковая гимнастика «Зоопарк»
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
( «пройти» по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные
пальцы зажать в кулачке)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук,
остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть!
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики
слегка согнутых пальцев — это «крокодилова пасть»).
Дети приступают к работе, заканчивают рисунки. По окончанию работы воспитатель выставляет рисунки на стенде.
Слайд 7.
Заключительная часть
Вот и вечер наступает Зоопарк наш засыпает, Засыпает до утра, Нам уже домой пора.
- Дети, кого мы сегодня искали? Какие задания вам было выполнять легко? Что вызвало затруднения?
Слайд 8.
- Спасибо! Мне с вами было очень интересно!
Каждый просто молодец! Путешествию конец. С математикой дружите Знания свои копите.
Пусть помогут вам старания,
Память, логика, внимание!
Сюрпризный момент. — Я вам хочу подарить раскраски с животными севера и жарких стран. Вы их раскрасите, когда захотите и покажите другим детям. |