ОПЫТ РАБОТЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 8 города Ставрополя

ОПЫТ РАБОТЫ

 

  Описание опыта работы:

"Развитие  логического мышления дошкольников"

 

 

 «Научные понятия не усваиваются и     

не заучиваются ребенком, не берутся

памятью, а возникают и складываются

 с помощью напряжения всей

активности его собственной мысли.»

А.С. Выгодский.

Современное общество живет в эпоху развития компьютерных и нано - технологий. И поэтому современные дети должны быть интеллектуально развитыми личностями. Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и учитывая возрастные особенности мы должны помнить, что основной метод развития - проблемно-поисковый, а главная форма организации - игра. Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов: памяти, внимания, воображения, логического мышления необходимо с дошкольного возраста.
Мы живем в веке информационных технологий, когда происходит коренное преобразование характера человеческого труда и взаимоотношений, и наиболее актуальной сейчас становится проблема человека мыслящего, творчески думающего, ищущего, умеющего решать нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли. За последнее время возрос интерес именно к такому поколению людей. 
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс.

Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.

Логические приемы - сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие - применяются во всех видах деятельности.

Навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте.

важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба –решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил.

Цель:

 создание условий для развития элементарных приемов логического мышления как способов познавательной деятельности у дошкольников через использование логических игр.

Задачи:

 1. Знакомить детей с геометрическим фигурами и формой предметов, размерами, цветом. Научить выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину).

 2. Развивать мыслительные умения: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать предметы:

3. Учить детей овладению приемами замещения и моделирования свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них, используя слова: «и», «или», «не», «все», «любой», «каждый». 4. Учить усваивать элементарные навыки алгоритмической культуры мышления: счету и счетным операциям при помощи чисел, измерения, вычисления.

5. Учить оперировать знаниями о цвете, величине, форме, развивать умение ориентироваться в пространстве.

6. Развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; умение составлять различные воображаемые предметы.

В зависимости от педагогических задач и совокупности применяемых методов, образовательную деятельность с воспитанниками я провожу в различных формах:

· организованная образовательная деятельность (фантазийные путешествия, игровая экспедиция, занятие-детектив; интеллектуальный марафон, викторина; КВН, презентация, тематический досуг). · демонстрационные опыты;

· театрализация с математическим содержанием;

· обучение в повседневных бытовых ситуациях;

· беседы;

· самостоятельная деятельность в развивающей среде

·  логические игры.

Логика – умение думать и рассуждать последовательно, непротиворечиво. Она требуется от нас во многих жизненных ситуациях, начиная с убеждения собеседника, выборе кратчайшего пути на работу и покупках в магазине, до сложных технических задач.

Логика помогает находить обоснования многим явлениям и ситуациям, осмысленно оценивать факты  и грамотно выстраивать свои суждения.

Как и любой другой навык, логическое мышление необходимо постоянно тренировать. Это важно делать в любом возрасте.

Развитие логического мышления – это целенаправленный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, приёмов и способов умственной деятельности. Основной его деятельностью является не только подготовка к успешному овладению математикой в школе, но и всестороннее развитие детей.

В своей работе пользуюсь разнообразными формами,  методами и приемами:
1. Организованная образовательная деятельность;
2. Игровая деятельность;
3. Самостоятельная деятельность детей;
4. Рассматривание иллюстраций;
5. Чтение художественной литературы.
Познавательный аспект:
- формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения, умений и навыков;
- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
- развитие сенсорной сферы, развитие двигательной активности.
Воспитывающий аспект:
- воспитание системы нравственных межличностных отношений.
    Включение заданий по развитию логического мышления на любом ООД формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самоконтроля и самовоспитания.
Известно, что в игре ребёнок приобретает новые знания, умения, навыки.

Поэтому, первоначально, при подборе и проведении логико-математических игр я ставила  перед собой задачу развивать наряду с математическими представлениями и творческие способности детей направленные на умственное развитие в целом. Для выработки определённых математических умений и навыков необходимо было развивать логическое мышление дошкольников, внимание, повышать способность к усвоению математических связей.

Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая среда (в группе создан логико-математический уголок, где расположены развивающие игры логического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления);

• составлена картотека логико-математических игр, дидактических, развивающих, игр на развитие пространственного воображения;

· оформлена папка с рекомендациями для педагогов и родителей

Материал используемый мной:

1.Математические (логические) игры , задачи, упражнения:

игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пентамино», «Листик» и т.д.)

- игры на объемное моделирование («Уголки», «Кубики и цвет» и т.д.)

- игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)

- развивающие игры(«Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.)

игры логико – математические(блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики) на включение, нахождение.

2.Развлечения:

·        загадки

·        задачи – шутки

·        ребусы

·        кроссворды

·        головоломки

·        вопросы – шутки

·        математические квадраты

3.Дидактические игры, упражнения:

- с наглядным материалом

- словесные

Картотека игр:

Игры со счетными палочками на построение простых фигур; на построение сложных фигур; на преобразование фигур (головоломки- добавь/убери палочки).

Практическая деятельность.

Усложнение содержания игровых упражнений связано с тремя группами задач:

Задачи на построение простых фигур:

Например, построить треугольник из 6 палочек.

Задачи на построение сложных фигур: (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга) .

Как построить 2 треугольника из 5 палочек, или 3 треугольника из 7 палочек?

Задачи на преобразование фигур:

Сложить из 10 палочек 3 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

Убрать 2 палочки так, чтобы не осталось ни одного квадрата.

Задачи на сообразительность:

Задачки-шутки.

Это занимательные игровые задачи, с математическим смыслом, которые я использую в совместной деятельности. Для решения их надо проявить находчивость, смекалку, понимание юмора. Результат решения задач-шуток зависит от жизненного опыта детей, развития представления об окружающем мире, предметах и явлениях. Задача-шутка способствует развитию логического мышления, наблюдательности, быстроты реакции, овладению поисковыми подходами к решению любой задачи.

Практическая деятельность.

1. Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (2, 4, 6)

2. На столе лежат в ряд три палочки. Как сделать среднюю крайней, не трогая ее? (переложить крайнюю.)

3. За забором видны 8 заячьих лапок. Сколько зайчиков? (два)

Вот грибочки на лужайке
В жёлтых шапочках стоят.
2 грибочка, 3 грибочка.
Сколько вместе будет?..? (5)

Четыре спелых груши

  На веточке качалось

 Две груши снял Павлуша,

А сколько груш осталось?

В землю репка села крепко,
Одному не справиться.
А за старым дедом следом
Хвост длиннющий тянется.
Все пришли до одного.
Сколько было их всего? (6)

Вопросы:
1. В какое время года желтеют листья?
2. В какое время года бывает снег?
3. В какое время года тает весь снег и бегут ручьи?
4. В какое время года можно загорать и купаться на речке?
5. В какое время года цветут яблони?
6. В какое время года можно бегать босиком по траве?
7. В какое время года созревает клубника?
8. В какое время года мы надеваем валенки?
9. В какое время года садят огород?
10. В какое время года собирают урожай?
11. В какое время года можно слепить снеговика?
12. В какое время года появляются подснежники?
13. В какое время года можно собирать в лесу грибы?
14. В какое время года мы надеваем панамки на головы?

Рыбка — червячок

Игра учит аргументировать свои ответы, расширить кругозор.

Необходимый инвентарь: картинки животных, птиц

Как играем: сначала читается стихотворение:

Зайчик любит морковку,

Мишка — малинку,

Воробушек — рябинку,

Рыбка — червячка,

Избегай, рыбка, крючка.

Вы называете животное, а ребенку нужно быстро и правильно сказать, что оно кушает, например: корова — сено, собака — кость, мышка — сыр, кошка — молоко и т. д.

Играть можно как двоим участникам, так и большему количеству. Периодически меняйтесь ролями с ребенком, это является для него прекрасным стимулом.

Закрепляем: задайте ребенку вопросы: «А что любит Карлсон? Кошка» и пр.

Усложняем: а может ли цыпленок грызть кость? А собака клевать зерно? Попросите ребенка аргументировать свой ответ, если малыш затрудняется, найдите объяснение вместе.

Раз, два, три лишний уходи

Игра помогает формировать понятийное мышление; отсекать лишнее (анализ — синтез)

Необходимый инвентарь: картинки.

Как играем: покажите картинки с предметами одного класса, но разных групп, например: кружка, ковш, чайник - стол; кресло, диван, стул - мишка; утка, курица, гусь - собака и т. п. Какая картинка из четырех лишняя? Почему?

Закрепляем: меняйтесь ролями. Можно играть и в словесный вариант этой игры. Желательно брать различные понятия, знакомые ребенку, например: «одежда», «обувь» и т. д. Помогайте ребенку, если он затрудняется, обосновывать ответы.

Небылицы

Игра помогает формировать логическое мышление, творческое воображение

Необходимый инвентарь: мяч.

Как играем: в эту игру лучше играть всей группой, тогда ребенок быстрее освоит ее.

Ведущий бросает мяч игроку и говорит какую-либо фразу. Если эта фраза — небылица, то ловить мяч не надо, например: «Волк по лесу гуляет», — игрок ловит мяч. «Волк на дереве сидит» — мяч ловить не нужно. «Девочка рисует домик» — игрок ловит мяч. «Домик рисует девочку» — мяч ловить не нужно и т. д.

Старайтесь придумать как можно больше смешных, нелепых фраз.

Выиграет тот, кто ни разу не ошибется.

Играйте в эту игру чаще, ведь ребенок этого возраста любит придумывать перевертыши, небылицы.

Закрепляем: поиграйте в «Небылицы», используя короткие рассказы. Например: «На день рождения Вани дети ели яблоки, мороженое, печенье и. соленые конфеты». Ребенок должен исправить вашу ошибку и объяснить, почему это неверно.

Вы варите на кухне щи? Используйте и эту ситуацию для игры. «Я кладу в щи лук, морковку, капусту. грушу». Посмейтесь вместе с ребенком, поменяйтесь ролями.

Можно поиграть с картинками. Например: на картинке нарисована зима: солнце, снег, снежинки, снеговик и. бабочка. Спросите ребенка, почему бабочка лишняя, что может с ней произойти? Что придумать, чтобы она не погибла?

В следующий раз можете придумать до 3-4 небылиц в рассказе. Например:

Сел воробушек на дом,

Провалилась крыша.

Под березою с котом

Пляшут польку мыши.

Мухи съели паука.

Рыбы ловят рыбака.

На телегу села лошадь,

Погоняет ездока.

Автор: В. Чантурия.

Сладкоежки

Игра помогает формировать зрительный контроль; развивает восприятие величины

Необходимый инвентарь: рисунки банок с вареньем, надкусанных яблок.

Как играем: покажите ребенку несколько нарисованных банок с вареньем различной степени наполнения. Спросите, из какой банки Карлсон съел больше всего варенья? Попросите объяснить, почему он сделал такие выводы? Покажите рисунки надкусанных яблок. Попросите его ответить, какое яблоко, по его мнению, кусал медведь, заяц, воробей, гусеница? Почему он так решил?

Закрепляем: нарисуйте следы медведя, зайца, мышки.

Где чьи следы? На улице попросите ребенка определить, где на снегу или песке следы взрослого человека, а где ребенка? А где следы птички и собаки?

«Сели мы на саночки»

Игра учит подбирать нужные предметы для каждого времени года; отстаивать свое мнение

Необходимый инвентарь: картинки времен года, сопутствующих предметов к ним.

Как играем: покажите картинки времен года и сопутствующих этому сезону предметов. Например: санки, лыжи, коньки, ледянки, резиновые сапоги, зонтик, мяч, сачок, корзинка, ведерко, лопатка, формочки и пр. Ребенок должен правильно соотнести предметы с временами года. Попросите объяснить, почему санки нельзя положить к летней картинке, а велосипед — к зимней и т. д.

Закрепляем: вспомните стихи и песни про времена года: «По малину в сад пойдем. », «Сели мы на саночки, взяли мы коньки. ». Когда собираетесь на прогулку, спрашивайте, почему вы взяли с собой сегодня именно эти игрушки?

Усложняем: сыграйте в словесную игру «Наоборот». Называйте сначала время года, потом его атрибут. Например: лето — самокат, зима — санки, весна — бумажный кораблик, а осенью что? И т. п.

Игра головоломка "Радужное лукошко"

отсылает нас к сказке о Курочке Рябе. На этот раз Курочка Ряба снесла много разноцветных яиц, а дед и баба их собрали и положили в лукошко (на дощечку). В лукошке (на дощечке) все яйца целы, но их можно "разбить", то есть разъединить на части, вынув из рамки. Дайте малышу задание из отдельных частей собрать "золотое" яйцо, "чтобы дед и баба не расстроились, что мышка его разбила". Затем можно предложить ему собрать другие "разбитые" яйца. В этом задании ребенку будет помогать разноцветная окраска яиц (все цвета радуги). 
В набор входят головоломки разные по уровню сложности: 6 яиц разделенных на 2 части, и 6 разделенных на три части, более мелкие. Выполняя эти задания, ребенок познакомится с понятием часть-целое, большое-маленькое, цветами радуги. Головоломка "Радужное лукошко" развивает также мелкую моторику.

Дидактическая игра «Бусы для мамы (подружки)»

Цель игры: Развитие мелкой моторики. Закрепление знания основных цветов, оттенков и умения их различать. Закрепление знания цифр. Развитие навыков количественного счета, умения соотносить цифру с количеством предметов. Развитие внимания и мышления.

Для изготовления игры использовалась дощечка для лепки, купленная в магазине. Для привинчивания цветных пластиковых крышек использовались обрезанные горлышки от пластиковых бутылок. Надписи на крышечках можно стереть с помощью жидкости для снятия лака (лак для ногтей).

Можно предложить детям самостоятельно "собрать" бусы, а можно предложить образец. Для этого существует сверху пластиковый кармашек. Если у вас идет лексическая тема "Моя семья" вы можете положить перед ребенком фото его мамы. Детям старшего дошкольного возраста можно предложить образец с цифрами.

Игры с блоками Дьенеша.

1. «Найди свой дом»

Разложить фигуры по цвету, форме, толщине, размеру.

 2. «КОДОВЫЙ ЗАМОК» или «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ».

На картонный замок выкладываются 3 фигурки. Две можно объединить по какому-то свойству, одна – лишняя.

 Ребенок должен открыть замок: догадаться, на какую кнопку нажать и объяснить, почему.

Самым простым примером решения может быть такой: Лишняя красная фигура, потому что эти обе желтые. Нажимаем на красную фигурку! Можно усложнить задание. Взять фигуры разной толщины.

3. «НАЙДИ КЛАД» или «КУДА СПРЯТАЛСЯ ЩЕНОК»

Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка или картинка – щенок.

 1 вариант

Кладоискатель отворачивается, педагог под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад.  Педагог вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада. Называет различные свойства блоков. Например, педагог спрашивает:

- Клад под синим блоком?

- Нет, — отвечает ребенок.

- Под желтым?

- Нет.

- Под красным?

- Да.

- Под большим?

- Да.

- Под круглым?

- Да.

Выигрывает тот, кто найдет больше кладов. При повторении игры блоки меняют, увеличивается их количество.

2 вариант

Педагог говорит: щенок спрятался под красным, большим кругом. Можно карточками – символами написать письмо:

 

Еще одной игрой, позволяющей формировать элементарные математические представления дошкольников, является игра “Танграм”, посредством которой можно решать математические, речевые и коррекционные задачи.

Игры – головоломки. «Танграм»

Одна из первых древних игр головоломок. Родина возникновения – Китай, возраст - более 4 000 лет. Головоломка представляет собой квадрат разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики. Всего насчитывают более 7 000 различных комбинаций. Самые распространенные из них - фигуры животных и человека.  Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей, а также умения визуально делить целое на части.

«Пифагор»

  Головоломка Пифагора - это квадрат, разделенный на семь частей - 2 квадрата, 4 треугольника и параллелограмм. Изобразительные возможности игры достаточно велики - можно создавать силуэты различной степени сложности и сложные геометрические фигуры, напоминающие предметы быта, животных, птиц и т.д В игру можно играть за столом, но если Вы сделаете детали большого размера, то можно будет собирать силуэты прямо на полу, можно прикрепить к деталям портновскую липучку, тогда они смогут держаться на ковролине на стене.

 «Листик»

Геометрическая фигура сложной конфигурации, напоминающая схематичное изображение человеческого сердца или листа дерева, разделенная на 9 элементов. Особенно хорошо из элементов этой головоломки получаются силуэты различных видов транспорта. Полученные изображения напоминают детские рисунки (собачки, птички, человечки). Конструируя простые образные фигуры, дети учатся восприятию формы, способности выделять, фигуру из фона, выделению основных признаков объекта. Головоломка развивает глазомер, аналитико-синтетические функции, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, умение работать по правилам.

 

«Колумбово яйцо»

Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее. Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.

«Вьетнамская игра»

Круг из 7 частей, из которых равны между собой 2 части, имеющие сходство с треугольником; остальные 3 части – разные по размеру и форме. Части округлой формы, полученные в результате разреза, нацеливают детей на составление силуэтов животных, птиц, насекомых. Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов, напоминающих животных, людей, предметы быта, транспорт, буквы, цифры, цветы и т.д. Благодаря сложности и многообразию геометрических фигур это развивает пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику - вне зависимости от уровня подготовки ребенка и его склонностей.

«Монгольская игра»

Головоломка представляет собой квадрат, разделенный на части по принципу «каждый раз пополам» т.е. на 11 частей: 2 квадрата, один большой прямоугольник, 4 маленьких прямоугольника, 4 треугольника. Суть игры - собирать всевозможные фигурки из данных элементов по принципу мозаики т.е. построение из плоских геометрических фигур различных силуэтов – животных, людей, растений, предметов окружающего мира.

Для начала ребенок должен усвоить, что в результате соединения двух или нескольких геометрических фигур, может образоваться совершенно другая геометрическая фигура. Например, из 4-х треугольников можно сделать 1 квадрат. Усвоения детьми присоединения двух деталей друг к другу и образовывая новую это необходимый начальный этап освоения игры. Дети должны уметь составлять новые геометрические фигуры из имеющихся и представлять, какая фигура получится в результате присоединения, трансфигурации. После этого детям можно показать образцы фигур-силуэтов. Игра развивает восприятие формы, способность выделять фигуру из фона, способность к выделению основных признаков объекта, глазомер, воображение (репродуктивное и творческое), зрительно-моторную координацию, мышление, зрительный анализ/синтез, умение работать по правилам.

 «Пентамино»

Запатентовал головоломку “Pentomino” Соломон Голомб, житель Балтимора, математик и инженер, профессор университета Южная Калифорния. Игра состоит из плоских фигур, каждая из которых состоит из пяти одинаковых квадратов, соединённых между собой сторонами, отсюда и название. Существуют еще версия головоломок Тетрамино, состоящие из четырех квадратов, от этой игры и произошел известный Тетрис. Игровой набор “Пентамино” состоит из 12 фигурок. Каждая фигура обозначается латинской буквой, форму которой она напоминает.

Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах

Опыт моей работы показал эффективность использования логических игр как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;

 • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;

 • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;

 • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;

• Развития творческих способностей. Логические игры - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. Рекомендую использовать опыт моей работы с логическими играми педагогам всех разновозрастных групп, а также, в группах кратковременного пребывания. Эти материалы необходимы всем педагогам, использующим в своей работе игры и упражнения с логическими играми. В описании раскрыты возможности использования их не только как дополнительного материала, но и для самостоятельных игр, а также показаны возможные пути придумывания игр с детьми.

Дата последнего обновления страницы 24.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения