Консультация для родителей:
"Причины плохого поведения детей"
Причины «плохого поведения» детей разнообразны, а вот само поведение примерно одинаково. Не слушается, грубит, капризничает, упрямый, импульсивный, агрессивный. При этом импульсивность, открытая агрессия и активный протест больше свойственны мальчикам, а капризы, пассивная агрессия и демонстративные истерики - девочкам.
Проблемное поведение может быть обусловлено как психопатологическими (болезненными, «медицинскими») причинами, так и психолого-педагогическими. Чаще всего имеет место их сочетание. Поэтому не нужно наказывать ребенка и требовать сиюминутного подчинения, сначала все же нужно разобраться.
Вот что такое причины психопатологические:
• синдром гиперактивности и\или дефицита внимания (СГВД)
• детские депрессии и неврозы
• органическая неполноценность головного мозга вследствие патологии во время беременности или родов
• психозы
• формирующиеся личностные расстройства (психопатии, или патологии характера). Они, кстати, могут быть и благоприобретенными вследствие неправильного воспитания.
К психолого-педагогическим причинам относятся:
• неправильные стили воспитания
• любые изменения в жизни семьи – развод, появление новых членов семьи (рождение детей, переезд родственников, появление отчима или мачехи), утрата близких
• неблагополучные отношения между родителями.
Взрослым может казаться, что «ребенка это не касается», «он еще слишком мал, чтобы что-то понимать». Но на самом деле, чем младше ребенок, тем больше его психическое здоровье зависит от эмоционального климата в семье.
Вообще проблемы с поведением беспокоят родителей сильнее всего после здоровья, при том, что игнорируется тот факт, что одно тесно связано с другим. К врачу проблемный ребенок попадает тогда, когда уже «исчерпаны все методы воздействия»: уговоры, убеждения, угрозы, "кнуты и пряники" и даже физические наказания. Все усугубляется еще и тем, что к этому моменту сами родители находятся в отчаянии, не могут адекватно оценивать ситуацию и реагировать на нее, и сами нуждаются в помощи не меньше, чем ребенок. Но почти у всех срабатывает такая защита: со мной все в порядке, проблемы только у ребенка, все станет в порядке, как только он исправится. А он не «исправится», пока родители не поймут вот какую важную вещь.
К любой психологической проблеме есть два различных, но не взаимоисключающих, а дополняющих друг друга подхода. Ни один из них не окажется эффективным, если будет игнорироваться другая сторона реальности.
Подход первый - назовем его педагогическим - использует поощрения и наказания, предполагает моральную оценку поступка и наличие виноватого. Вспомните свою самую строгую учительницу в школе, и станет понятно, о чем я.
Подход второй - назовем его психологическим или медицинским - ищет причину
проблемного поведения, которая не всегда заключается в ребенке, вернее, в той области, которую он может произвольно контролировать. Подход этот ставит целью устранение причин в семье или со здоровьем, чтобы семена воспитания и педагогических приемов легли на благодатную почву.
На языке "педагогов" (я пишу это в кавычках, ибо оно обозначает не профессию, а стиль мышления) проблемное поведение обозначается примерно так: "Он грубит бабушке и не хочет учить уроки, потому что он безответственный и невоспитанный".
На языке "психологов" это звучит иначе: "Он не справляется со школьной нагрузкой, поскольку он быстро истощается, перестает удерживать внимание и негативно реагирует на гиперопекающее поведение бабушки."
Тут нужно понять вот что: «плохое поведение» (замкнутость, негативизм, вспышки агрессии) при отсутствии медицинской причины – чаще всего это попытка приспособиться к неадекватным требованиям родителей и выжить. У ребенка нет такого количества способов совладания с ситуацией, как у взрослых, он не может уйти из дома (хотя иногда может и так и делает), не может поменять родителей (в отличие от возможности поменять мужа или жену), не может с родителями развестись. Может только приспособиться так, как может.